Владимир Кондра – об Олимпиаде в Москве и городе Сочи

КондраПочётный гражданин города-курорта Краснодарского края 40 лет назад, летом 1980 года, был участником первых для нашей страны Игр, став 31 июля олимпийским чемпионом.

Владимир Григорьевич Кондра – один из самых ярких спортсменов, чья жизнь связана с Краснодарским краем. Заслуженный мастер спорта и тренер СССР, он играл, затем тренировал с перерывами волейбольные сборные нашей страны на протяжении трех десятков лет. Владимир Григорьевич работал с мужскими национальными и молодёжными сборными СССР и России.

- Олимпиад в моей жизни было четыре, три в качестве игрока, одна – как тренера. Московский турнир для меня – особенный. И дело не только в том, что мы выиграли Игры. Я ведь живу в Олимпийской деревне и, как выяснилось, - единственный олимпийский чемпион Москвы-80 в этом микрорайоне нашей столицы. Ещё в памяти атмосфера тех Игр.

- Какая она была, эта атмосфера, про которую спустя годы много говорят, пишут?

- Город был добрым, светлым и дружелюбным. Молодёжь видела подобное два года назад, когда Россия принимала футбольный чемпионат мира. Олимпиада в Москве была похожим праздником для всех, но с поправкой на время.

- Вы, спортсмены, выходили в город или находились только на Олимпийской деревне?

- Пару раз вышли, это полезно для игроков – погулять, отвлечься. Тяжело находится только в Деревне и жить по её правилам, графику. Мы и в Сеуле, когда я был помощником у Вячеслава Алексеевича Платонова, отпускали парней в город.

Москва тогда, в 80-м, была полна радости. Где-то поют или играют на гитарах, где-то - общение на всех языках мира, а в магазинах непривычное для советского человека изобилие, в том числе необычных для нас, тогдашних, товаров. Жевательная резинка, напитки эти – кока-колавские… Но важнее – люди, они были счастливы.

1-1 Kondra 1-2 Kondra 1-3 Kondra 1-4-Kondra

- Где играла свои матчи сборные СССР на Олимпиаде-80?

- Мужская – в Малой спортивной арене Лужников, женщины – в «Дружбе». Она была построена специально к тем Играм.

- Как добирались команды на матчи? Милиция, мигалки, оцепление?

- Да, нет, всё проще было. Автобус, и – поехали. Иногда даже сопровождения никакого не было. На матчах было много людей, за нас отчаянно болели, переживали. Волейбольный турнир в Москве был сложным и тем приятнее победа.

- Бойкот, на который пошли многие страны по инициативе США, сказался на составе участников Олимпиады-80. Кто-то даже называет золото Игр в Москве неполноценным.

- Олимпийское золото всегда ценно. Тут нечего обсуждать. А волейбольный турнир от бойкота почти не пострадал. Из топовых сборных т

2-1 2-2 2-3 2-4

ех лет не было только японок. У мужчин, наверное, корейцы могли назвать себя сильной командой. В США серьезные волейбол только начинался, а кубинцы, болгары, поляки приехали, а ещё - сборные ГДР, Румынии…

- В финале советская мужская сборная обыграла болгарскую команду. Каким он был, главный матч олимпийского турнира 1980 года?

- Для меня – предельно эмоциональным и обидным. Я выходил на площадку, помогая команде на задней линии и на подаче. После победы в раздевалке заявил, что считаю, что эту победу не заслужил, и все такое – эмоциональное. Очень переживал, даже расстроился.

Нашит тренеры, Вячеслав Платонов и Владимир Паткин, приняли решение заменить меня в стартовой шестерке после полуфинала. Мы обыграли румынскую команду, но через меня соперники много забили. У них была связка сыгранная – Корнелу Орас и Лаурентиу Думэною. Орас – связующий, Думэною нападающий с ростом 195 сантиметра, а у меня на десять сантиметров меньше. На блоке с такими парнями мне уже было тяжело. В итоге тренеры выбирали между Сашей Ермиловым и Володей Чернышовым. У одного 192 рост, второй – два метра. Я же переживал, но став тренером, всё понял.

Тренировать я начал в 82-м, в Одинцово. Вскоре доверили молодёжную сборную Союза, а в 87-м я уже помогал Платонову в национальной команде.

- Что связывает Вас сегодня с Сочи, как часто вы там бываете?

- В ноябре в Сочи при поддержке Владимира Васильевича Жука, руководителя городской Федерации, проводится турнир моего имени. Всегда приезжаю в городе моей юности, мне это приятно, а для волейбола полезно. На турнире собираются все люди, которые делали сочинский волейбол явлением для города. Сочинское «Динамо» было прекрасной командой, которая добивалась значительных успехов для своего времени. Играли в первой лиге Союза, а это серьезный уровень.

- Вы уехали из Сочи в Грозный, позже в Ростов-на-Дону, затем – в Москву, где теперь живете. Играли за «Спартак», «Динамо» и ЦСКА! Почему вернулись из Грозного в Сочи и провели пару сезонов в составе «Динамо» Сочи?

- В Грозном в советское время была хорошая команда. В Сочи, когда я уезжал, окончив в 1968 году школу, с волейболом было намного скромнее. «Спартак» из Грозного, приглашая меня, на тот момент одноклубника, мечтал выйти в Высшую лигу. Меня признали лучшим игроком трех стартовых туров, мы шли на третьем месте, но на Новый год я уехал в Сочи. Там меня нашел тренер Арнольд Рысин. Он приехал из Львова и принял команду. Она уже перешла в общество «Динамо», сочинские городские власти ставили перед ней серьезные задачи. С Украины с Рысиным приехали серьезные игроки - Владимир Терещенко, Андрей Глод, Олег Колобов, Александр Дьяченко, Александр Кафельников. В итоге я вернулся домой. Позже уехал в Ростов, где СКА решал максимальные задачи, но ради сборной меня вскоре перевели в Москву, к этому времени я уже был военнослужащим.

Жаль, что в Сочи нет сегодня команды мастеров. Там история мужского волейбола нашего края, там живут многие из тех, кто долгие годы выступал на хорошем уровне. Мечтаю, что найдется спонсор, заинтересованный человек, который вернет профессиональный волейбол в город, который сам считаю родным.

3-1 СССР-1977КМ-Кондра 3-2-Gorbenko.9 ZSKA-91 gold 3-3 3-4

Мы Вконтакте